Изменения во ФГОС основного общего образования. Что внедрять уже сейчас
В конце 2019 года одобрили текст проекта ФГОС основного общего образования. Принципиально проект менять не планируют. В него еще будут вносить коррективы, но чиновники называют дату введения нового стандарта – 1 сентября 2021 года. К этому моменту ведомство планирует разработать и направить в регионы методические рекомендации и разъяснения. Еще подготовят дорожную карту и обновят примерные образовательные программы. Чтобы в спешке не менять документы, начните готовиться к внедрению нового стандарта уже сейчас. Эксперт проанализировал проект и выделил шесть главных изменений. В статье читайте, что изменят новшества, как и когда начинать включать их в работу.
Главное в статье СкрытьИзменение 1. По-новому сформулировали предметные результаты
Требования к предметным результатам разработчики сформулировали в логике деятельностного подхода. Теперь предметные результаты – это учебные действия с предметным материалом. В таблице 1 смотрите, как изменились формулировки.
Таблица 1. Требования к предметным результатам в действующем ФГОС и проекте ФГОС
Скачать ►
Действующий ФГОС фиксирует требования к контролируемым элементам содержания (далее – КЭС), а проект – к учебным действиям с этим содержанием. То есть в проекте интегрировали КЭС и УУД. Чтобы достичь предметных результатов, ученики теперь должны будут овладеть знаниями и умениями и применить их, то есть действовать. Учебный предмет в логике нового ФГОС станет дидактическим ресурсом метапредметного развития. Смотрите пример требований проекта ФГОС ООО к предметным образовательным результатам по химии для второго года освоения соответствующей рабочей программы.
– объяснять общие закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учетом строения их атомов;
– определять и классифицировать изученные типы химических реакций (по изменению степеней окисления атомов химических элементов);
– описывать физические и химические свойства простых веществ, образованных элементами: углерод, кремний, азот, фосфор, сера, хлор, натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо;
– прогнозировать свойства веществ на основе общих химических свойств изученных классов/групп веществ, к которым они относятся… (Приложение 11 проекта).
Как и когда внедрять. Из-за новых требований к предметным результатам педагоги должны будут изменить рабочие программы. Заранее спланируйте методическое сопровождение корректировки рабочих программ и повышение квалификации педагогов по новым подходам к планированию и контролю образовательных результатов. Создайте рабочую группу и включите в нее председателей методических объединений и методистов, если они есть в вашей школе. Проведите совещание с рабочей группой, разберите новые требования. Еще запланируйте в новом учебном году методические семинары и вебинары с внешними экспертами.
Обратите внимание на требование проекта ФГОС формировать у учеников предпосылки научного типа мышления. Чтобы реализовать это требование, заложите условия для учебных исследований школьников, в том числе получения нового знания, его интерпретации, преобразования и применения в различных учебных ситуациях, в Программу развития УУД, когда будете менять ООП.
Изменение 2. Требования к образовательным результатам
разбили по годам обучения
Требования к предметным образовательным результатам распределили по годам освоения ООП основного образования. Конкретные требования есть для каждого года обучения по следующим учебным предметам:
- русский язык, литература;
- родной язык, родная литература;
- иностранный язык;
- история, обществознание, география;
- математика, информатика;
- физика, биология, химия.
Теперь на промежуточной аттестации школа должна проверять те результаты и в таком порядке, который прописан во ФГОС основного общего образования. Раньше педагоги распределяли предметные образовательные результаты по годам обучения самостоятельно.
Требования к распределению образовательных результатов по годам обучения действуют не для всех образовательных организаций. Школы, которые имеют или получат на момент введения ФГОС статус федеральной или региональной инновационной площадки, по-прежнему смогут по своему усмотрению распределять результаты по годам обучения (п. 24 проекта ФГОС ООО).
с модульным принципом изучения
Как и когда внедрять. Изменения в работе зависят от того, является ли ваша школа инновационной площадкой. Если нет, то, как только проект введут в работу, учителям вашей школы нужно будет переписать рабочие программы и пересмотреть фонд оценочных средств, а вам из-за этого изменить ООП.
Если ваша школа инновационная площадка или получит такой статус на момент введения нового стандарта, изменения в рабочие программы и ООП вносите по своему усмотрению. В этом случае педагоги вашей школы не будут жестко ограничены требованиями ФГОС. Но, несмотря на статус инновационной площадки, строить преподавание в школе в отрыве от стандарта рискованно. Во время процедур по контролю качества образования – НИКО, ВПР, ГИА – будут проверять качество результатов по ФГОС. Если ООП вашей школы разойдется с требованиями стандарта, ученики не смогут показать высокие результаты. Поэтому полностью игнорировать положения ФГОС не стоит.
Проведите совещание с председателями методических объединений. Обсудите, какие требования нового ФГОС к предметным результатам закрепить как обязательные. Затем внесите этот вопрос в повестку педагогического совета. Когда определите окончательный список требований стандарта, которые должны принимать во внимание педагоги, закрепите их в Положении о рабочей программе. Так вы интегрируете требования ФГОС и уникальные разработки педагогов школы.
Выберите материал, кликнув на кнопку, листайте страницы документа, кликая на стрелочки сбоку
. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Главное в статье СкрытьВариант контрольно-оценочного материала по новому ФГОС
Здесь и далее кликните на фрагмент, чтобы полностью прочитать коментарий эксперта
Изменение 3. Ввели тематические модули для ИЗО, музыки, технологии,
ОБЖ и физкультуры
По этим предметам есть комплекс тематических модулей. Для каждого модуля прописаны предметные результаты, которые выносятся на промежуточную аттестацию. Школа самостоятельно определяет, в каком порядке и объеме изучать модули. Посмотрите пример модулей учебного предмета «Изобразительное искусство».
– «Символика крестьянского дома и народного праздника»;
– «Народные художественные промыслы России»;
– «Виды и жанры изобразительного искусства»;
– «Художественный образ и художественно-выразительные средства»;
– «Натюрморт. Пейзаж. Портрет»;
– «Конструктивное искусство: архитектура и дизайн».
Как и когда внедрять. Пока новый ФГОС не введен в действие, менять рабочие программы по предметам не нужно. Но уже сейчас вы можете начать планировать интеграцию урочной и внеурочной деятельности через модульный принцип обучения. Для этого организуйте рабочее совещание с педагогами. Обсудите с ними новую структуру курсов по предметам. Поручите подготовить примерное распределение объема и последовательности изучения модулей по своим предметам. Обратите внимание педагогов, что разбивать содержание модулей на количество лет освоения рабочей программы они могут по-разному. Например, какие-то модули можно изучать только в первый год освоения рабочей программы, а какие-то «растягивать» на весь период ее реализации.
Когда педагоги подготовят предварительное планирование, проведите повторное совещание. На нем обсудите, изучение каких тематических модулей можно усилить курсами внеурочной деятельности. Например, модуль «Конструктивное искусство: архитектура и дизайн» учебного предмета «Изобразительное искусство» можно усилить курсом «Компьютерная графика» или «Веб-дизайн». Так вы свяжете курсы внеурочной деятельности с урочной и включите в работу требования ФГОС.
Изменение 4. Расширили содержание воспитательной деятельности
Проект меняет и расширяет содержание воспитания. В нем изменили требования к личностным образовательным результатам и увеличили количество направлений воспитательной работы. Смотрите в таблице 2, что изменилось.
Главное в статье
СкрытьТаблица 2. Направления воспитательной деятельности в действующем ФГОС и проекте ФГОС
Скачать ►
Для каждого направления воспитательной деятельности в проекте ФГОС прописали личностные образовательные результаты. Разработчики усилили акценты на физическом и трудовом воспитании, опыте исследовательской деятельности и познавательной мотивации. Изменения связаны с майскими указами Президента РФ 2018 года. По ним Правительство РФ к 2024 году должно обеспечить «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Еще в новом проекте ФГОС изменили название и содержание Программы воспитания и социализации обучающихся. Теперь это Программа воспитания.
Как и когда внедрять. Менять Программу воспитания и социализации обучающихся пока не нужно. Но включать в воспитательную работу новое содержание можно уже сейчас. Например, в рамках мониторинга личностного развития школьников проведите диагностику уровня познавательной мотивации и учебной самостоятельности учеников. Мониторинг свяжите с планом внеурочной деятельности.
Внедрите в школе портфолио, чтобы учитывать индивидуальные достижения школьников. Опытом использования электронного портфолио поделился лауреат конкурса «Завуч года» Алексей Лобанов, его статью читайте далее>>.
Свяжите индивидуальную проектную деятельность с работой по жизненному проектированию и профориентации школьников. Для этого порекомендуйте педагогам предлагать темы, которые затрагивают социальную и профессиональную проблематику на учебном материале.
В планируемые личностные образовательные результаты школьников включите социальную ответственность и формирование гибких навыков. Требования действующего ФГОС вы не нарушите.
Поручите педагогам выделить в рабочих программах темы, у которых есть воспитательный потенциал. Эти темы вы затем сможете включить в содержание Программы воспитания в соответствии с планируемыми личностными образовательными результатами. Посмотрите пример темы.
Изменение 5. Исключили второй иностранный язык из списка обязательных учебных предметов
Второй иностранный язык не входит в список обязательных предметов для изучения. Школа может ввести второй иностранный язык по выбору учеников, если в ней есть необходимые условия.
Для учебного предмета «Второй иностранный язык» есть предметные результаты освоения. Требования прописаны для английского, немецкого, французского и испанского языков. Они ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Также предметные результаты должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне (А1+).
Как и когда внедрять. Если в учебном плане уже есть предмет «Второй иностранный язык», то педагогам, которые преподают эту дисциплину, нужно пересмотреть рабочие программы. Как и для других предметов, в проекте ФГОС прописаны требования к освоению предметных результатов по годам обучения для учебного предмета «Второй иностранный язык». Порекомендуйте педагогам скорректировать рабочие программы к новому учебному году, чтобы учесть требования нового ФГОС.
Если в вашей школе недостаточно кадров или материально-технического обеспечения, вводить изучение второго иностранного языка не нужно. Об этом неоднократно говорила бывший министр просвещения Ольга Васильева.
Изменение 6. Ввели понятие «функциональная грамотность»
Новый проект ФГОС ООО заявляет функциональную грамотность в составе государственных гарантий качества основного общего образования (п. 3 проекта). Школа должна обеспечить при реализации ООП формирование функциональной грамотности, в том числе школьники должны овладеть компетенциями, которые помогут им в дальнейшем получить образование и ориентироваться в мире профессий (п. 29 проекта).
Проект ФГОС закрепляет функциональную грамотность как результат освоения ООП. Это связано с внедрением новой методологии оценки качества общего образования (приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения № 219 от 06.05.2019). До 2024 года международные исследования качества образования пройдут во всех субъектах РФ.
Как и когда внедрять. Переписывать ООП основного образования и вводить в нее понятие «функциональная грамотность» еще рано. Но уже сейчас начните проводить разъяснительную работу с педагогами. Расскажите им о международных исследованиях. Ориентируйтесь на приложение к приказу Рособрнадзора № 590, Минпросвещения № 219 от 06.05.2019. Там есть сравнение оценочных материалов PISA и требований ФГОС ООО к образовательным результатам.
Когда новый ФГОС введут в действие, педагоги должны быть готовы провести самоаудит рабочих программ. Чтобы подготовить учителей к этому, запланируйте методические семинары.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
ГИА-2020, итоговое собеседование и открытые мероприятия. Дела заместителя директора на месяц
С 1 февраля проконтролируйте подачу заявлений в 1-е классы. До 12 февраля включите в циклограмму мероприятия по подготовке выпускников 9-х классов к итоговому собеседованию по русскому языку. Также проверьте качество образовательных результатов в 11-х классах перед мартовскими ВПР. А до 1 марта примите заявления от учеников 9-х классов на участие в ГИА для региональной информационной системы.
Что проверить в работе педагогов до марта
Начните с документов, которые должны заполнить родители будущих первоклассников. Чтобы зачислить ребенка в школу, возьмите у родителей заявление о выборе языка обучения и родного языка для изучения. Так вы выполните требование Минпросвещения, которое министерство включило в Порядок приема в школу (приказ от 17.01.2019 № 19).
Узнайте, есть ли среди будущих первоклассников дети, чьи братья и сестры уже учатся в вашей школе. Теперь вы обязаны зачислить их в вашу школу (Федеральный закон от 02.12.2019 № 411-ФЗ).
Основное контрольное мероприятие месяца – итоговое собеседование 12 февраля. До него запланируйте и проведите пробное собеседование. Отработайте все требования к организации собеседования по письму Рособрнадзора от 29.12.2018 № 10–987. К примеру, проверьте, насколько хорошо педагоги понимают критерии оценки итогового собеседования, качественно ли проводят собеседование.
На пробном собеседовании в начале февраля понаблюдайте, настроен ли экзаменатор-собеседник общаться с выпускником 9-го класса. Проконтролируйте, чтобы экзаменатор не слушал молча, а задавал вопросы, переспрашивал, уточнял ответы. Так педагог поможет выпускнику избежать односложных высказываний. Если вы уже проводили пробное собеседование в январе, поработайте с экзаменаторами-собеседниками на заседаниях профобъединений учителей-предметников.
За три рабочих дня до собеседования включите в циклограмму проверку готовности программного обеспечения (ПО). А за день – сверьте с РЦОИ список участников собеседования.
Какие образовательные события запланировать
Февральскую циклограмму дел дополните мероприятиями из календаря образовательных событий на 2019/20 учебный год (письмо Минпросвещения от 27.05.2019 № ТС-1314/04). Всего в феврале их четыре:
- День российской науки (8 февраля);
- День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля);
- Международный день родного языка (21 февраля);
- День защитника Отечества (23 февраля).
Кликните на кнопку с номером недели и даты, посмотрите мероприятия, кликая на стрелочку сбоку
Циклограмма на февраль Скачать ►
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
Проверьте, готовы ли 11-е классы к ВПР-2020. Шесть готовых листов оценки
Ученики 11-х классов в этом году пишут ВПР раньше всех – уже в марте. Рособрнадзор определил периоды, в которые школы должны провести проверочные работы. У вас меньше месяца, чтобы проконтролировать, готовы ли ученики к ВПР.
Когда пройдут ВПР-2020 в 11-х классах
Важно
Ученики 11-х классов пишут ВПР только по тем предметам, которые они не выбрали на ЕГЭ
В этом году все ВПР в старшей школе Рособрнадзор проводит в марте по плавающему графику (приказ Рособрнадзора от 27.12.2019 № 1746). Школа сама определяет конкретные даты работ в рамках периодов. Посмотрите график.
График ВПР-2020 в 11-х классах
Предмет | Период | |
---|---|---|
Иностранный язык | 2–6 марта | |
География1 | ||
История | 10–13 марта | |
Химия | ||
Физика | 16–20 марта | |
Биология |
Как организовать контроль
Посетите уроки в 10-11-х классах сами или поручите руководителям методических объединений. Используйте электронные оценочные листы по предметам. Баллы, которые вы выставите в листы оценки покажут, как улучшить уроки. До марта еще есть время, чтобы учителя скорректировали содержание уроков, а ученики подошли к ВПР готовыми.
Внизу электронного листа есть инструкция, как работать с листом анализа. Инструкцию вы можете скачать, нажав
Электронные листы оценки урока перед ВПР-2020
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
Как включить анализ внеурочного занятия во ВСОКО. Готовый лист оценки
Формы внеурочной деятельности разнообразны. Поэтому кажется сложным оценить качество внеурочных мероприятий по одной схеме. Из-за этого школы не включают оценку качества внеурочных занятий во ВСОКО. Другая проблема – подмена оценки качества во ВСОКО учетом посещаемости. В статье – авторская методика, которая позволит составить оценочный лист для любой формы внеурочной деятельности. Для этого определите показатели оценки и спроектируйте содержание листа оценки. А чтобы оценить качество кружкового внеурочного занятия, есть готовый оценочный лист.
Определите, какие компоненты внеурочного мероприятия оценивать
Качество внеурочного занятия складывается из трех компонентов: качества содержания, качества организации и качества результатов. Для каждого компонента есть критерии. Критерии – это то, что нужно измерить. Они отражают требования нормативных документов. Критерии и компоненты не зависят от формы, в которой реализуется внеурочная деятельность. Это обязательные части листа оценки. Посмотрите компоненты и критерии в готовом листе оценки.
Переменная часть листа оценки – это показатели. С их помощью вы оцените внеурочное занятие по критериям. Когда будете готовить оценочные листы для разных форм внеурочной деятельности, учитывайте специфику конкретного занятия. Посмотрите показатели в готовом листе оценки.
Оцените качество содержания
Качество содержания оценивайте на основании планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Порекомендуйте педагогам планировать образовательные результаты занятия реалистично. Для этого учителя должны учесть внутренние ресурсы учеников и внешние ресурсы школы. На основе планируемых результатов педагог формулирует цель и выстраивает оценочный инструментарий. Посмотрите в листе оценки, по каким критериям оценить качество содержания занятия.
Раздел листа оценки «Качество содержания»
По каждому критерию в лист оценки выставьте балл от 2 до 0. Если требование выполнено полностью – 2 балла; выполнено частично, у учителя есть резервы – 1 балл; не выполнено – 0 баллов.
Оцените качество организации
Во ФГОС всех уровней образования закреплены требования к условиям реализации ООП. Проверьте, как педагог соблюдает требования. Посмотрите, по каким критериям оценить качество организации занятия.
Раздел листа оценки «Качество организации»
По каждому критерию, кроме последнего, в лист оценки выставьте балл от 1 до 0. Если требование выполнено – 1 балл; не выполнено – 0 баллов. По последнему критерию выставьте баллы от 2 до 0. Если требование выполнено полностью – 2 балла; выполнено частично, у учителя есть резервы – 1 балл; не выполнено – 0 баллов. Также 0 баллов поставьте, если ресурсы у педагога есть, но он их не использует.
Оцените качество результатов
Качество результатов оценивайте в конце занятия. Проконтролируйте, достиг ли педагог целей, которые поставил. Качество результатов свяжите с критериями, по которым оценивали качество содержания занятия. Посмотрите критерии оценки качества результатов.
Раздел листа оценки «Качество результатов»
По каждому критерию выставьте баллы от 2 до 0. Если требование выполнено полностью – 2 балла; такие результаты демонстрируют отдельные ученики – 1 балл; требование не выполнено – 0 баллов.
Подсчитайте результаты оценки
Максимальное количество баллов, которое можно набрать при оценке занятия, – 20. Качество занятия рассчитывается так:
Качество занятия оптимальное, если в результате получится значение от 85 до 100 процентов. От 60 до 84 процентов – допустимый уровень, 50–59 процентов – критический, менее 50 процентов – недопустимый уровень качества занятия.
Расскажите педагогам об оценке качества внеурочной деятельности
Перед тем как начать посещать внеурочные занятия, организуйте для педагогов методический семинар. Раздайте образцы листов оценки учителям и прокомментируйте их содержание. Так педагоги смогут учитывать требования к качеству внеурочных мероприятий, когда будут их готовить. Также порекомендуйте учителям использовать критерии для самооценки своей деятельности.
Выберите лист оценки качества, заполните поля «Класс», «Учитель», «Тема внеурочного занятия», «Цель внеурочного занятия», ответьте на вопросы
Листы оценки качества внеурочного занятия
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).