ЦИФРОВОЙ КОВЧЕГ. СТАНДАРТ

Цифровая социализация.
Дети и подростки в современном информационном пространстве

DOI 10.22394/2078−838Х−2020−3−38−51
Ольга Радиславовна Радионова
к. пед. н., доцент, директор научно-исследовательского центра Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).
Эвелина Факировна Алиева
к. пед. н., и. о. директора Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).
Наталия Борисовна Авалуева
к. пед. н., ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).
Анна Станиславовна Алексеева
к. б. н., заместитель директора научно-исследовательского центра Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).
Галина Владимировна Резапкина
с. н. с. научно-исследовательского центра Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).
Аннотация
Статья посвящена анализу методологических подходов к разработке программ для детей и подростков, направленных на повышение личностной устойчивости к конфликтам и профилактику социально-опасного поведения, в том числе в социальных сетях, а также развитию умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов.

Ключевые слова: Социализация, дети, подростки, обучающиеся, информационное пространство, методологические подходы, программы, профилактика, социально опасное поведение, личностная устойчивость к конфликтам.
Постановка задачи
В настоящее время продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей и подростков в системе образования оказываются во многом нереализованными. К ним можно отнести низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей (что приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, дискриминационного поведения, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям), несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей и подростков новым рискам, связанным с развитием Интернета и информационных технологий, нарастающим количеством противоправного контента.
Современная ситуация развития общества предопределяет необходимость цифровой социализации детей и подростков
В этой связи особое внимание должно быть уделено внедрению эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей и подростков; созданию социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации подрастающего поколения и интегрирующей воспитательные возможности всех социальных институтов. Должна быть создана система психолого-педагогической поддержки семьи, необходимо повышать социальную, коммуникативную и педагогическую компетентность родителей, обеспечивать психологическое сопровождение развития обучающихся в условиях семьи и образовательного учреждения; в том числе необходимо прикладывать усилия для воспитания детей и подростков, имеющих психолого-педагогические проблемы.
Научная экспозиция
Все чаще в научном сообществе при анализе особенностей современных детей звучит тезис об уникальности современного поколения, которое гораздо активнее предыдущего живет в цифровой среде, социализируется в ней и налаживает в ее границах все виды коммуникаций гораздо быстрей, чем в реальном пространстве. Недаром их называют «цифровыми аборигенами», а взрослых — «цифровыми мигрантами». Этот разрыв заключается в том, что традиционные формы социализации и коммуникации детьми приобретаются по мере взросления, а старшему поколению приходится практически заново учиться жить в условиях цифровой социализации.

Количество цифрового контента на сегодняшний день настолько велико, что понятна озабоченность педагогического и родительского сообщества, связанная с рисками для детей при погружении в интернет-пространство.
Эффективность программ социализации детей и подростков в современном информационном обществе зависит от согласованности трех элементов: идеологии, методологии и технологии. Идеология отвечает на вопрос «зачем?», задавая вектор движения и определяя направления деятельности. Методология отвечает на вопрос «каким образом?», что позволяет находить базовые методологические основания — подходы, с позиций которых разрабатываются программы, и принципы, на которых они строятся.
Анализ подходов
За почти столетнюю историю теории и практики социализации разработаны десятки теорий, программ и подходов, в чем-то дополняющих друг друга, а в чем-то друг другу противоречащих. В них отражены две научные точки зрения на социализацию детей, отображающие объективное и субъективное направления.

Объективный подход рассматривает социализацию как приспособление личности, ее адаптацию к среде. Так, Э. Дюркгейм определял значение индивидуальной реальности как вторичной. Социальное безраздельно господствует над индивидуальным: «коллективные представления» — над индивидуальными, «коллективное сознание» — над индивидуальным. По мнению Э. Дюркгейма, общество, нуждающееся в воспроизводстве, определяет потребность в тех или иных личностных качествах своих членов: общество «конструирует этот тип, и конструирует его сообразно своим потребностям», задает идеал, дает социальный заказ и отражает особенности социальной организации. Человек — «индивидуальное существо», эгоистичное и асоциальное по рождению — должен стать «социальным существом», способным вести общественную и нравственную жизнь. В этом Э. Дюркгейм видит смысл воспитания.
Второй подход (субъективный) делает акцент на развитие (саморазвитие) и реализацию потенциальных возможностей индивида. Так, символический интеракционизм, объясняя процесс социализации, исходит из следующего принципа: люди обладают способностью мыслить, и эта способность должна формироваться и совершенствоваться в процессе социального взаимодействия. Отличительная особенность данного подхода заключается в представлении социализации как динамического процесса, который позволяет людям развивать способность мыслить — и развивать ее желательным для человека образом (а не усваивать принципы, необходимые для выживания в обществе).
К середине XX века благодаря исследованиям американских и канадских психологов — А. Парка, Д. Долларда, Дж. Коулмана, А. Бандуры и других ученых — понятие «социализация» было признано самостоятельной научной областью. Междисциплинарный характер социализации отражен в антропологических, социологических, психологических, исторических, этнографических исследованиях. По мнению американского психолога и социолога Т. Парсонса (1902−1979), «социализация не ограничивается возрастными рамками, так как процесс социального развития человека продолжается в течение всей его жизни, нередко требуя смены социальных ролей, установок и жизненных ориентиров».
Многообразие социальных институтов, непрерывность и длительность процесса социализации обуславливают междисциплинарный характер категории «социализация личности», который, в свою очередь, проецирует многообразие подходов к пониманию самой категории «социализация» и, соответственно, полиморфию подходов к разработке программ социализации детей и подростков в информационном обществе.

Г. У. Солдатова в статье о цифровой социализации в культурно-исторической парадигме говорит о постепенном вытеснении в современных исследованиях термина «информационная социализация» более обширным понятием «цифровая социализация» (Солдатова, 2018). Этот термин разъясняется через концепцию У. Бронфенбреннера о динамической системе развития индивида, состоящей из подсистем «…от диады „мать—дитя“ до совокупности социоэкономических факторов», куда предлагается добавить новый уровень — техносистему, которая включает в себя взаимодействие ребенка как с живыми (например, сверстники), так и с неживыми (электронные устройства, программы, приложения, собственно Интернет, искусственный интеллект) ее элементами (Солдатова, 2018).
Суть киберонтологического подхода — развитие личности посредством взаимодействия и коммуникации с использованием технологий
В. С. Собкин и А. В. Федотова, исходя из данных, полученных в результате анкетированного исследования среди школьников 9−11 классов, выделяют два типа сетевого поведения, различающихся мотивацией (Собкин, Федотова, 2019, с. 131). Оба типа поведения связаны с характером самопрезентации в Сети. Одни подростки представляют в сетевом пространстве нереальный образ, их страничка может выглядеть провокационной или слишком откровенной, и они же отмечают в анкете мотив ухода от конфликтов и сложностей реального мира, желание самовыражения. Другие же мотивированы общением с реальными друзьями, и их страничка отражает их настоящий, невыдуманный образ. А. А. Бочавер, исследующий депрессивную симптоматику у подростков в связи с нахождением в социальных сетях, утверждает, что «использование „идеальных“ образов способствует развитию негативных переживаний относительно самих себя» (Бочавер, Докука и др., 2019, с. 3−4). Там же автор указывает на то, что одинокие подростки, активно пользующиеся Интернетом и увлекающиеся общением с виртуальными друзьями, начинают ощущать свою отстраненность еще сильнее.
Действительно, в современном высокотехнологическом мире классические (традиционные) формы социализации все чаще вытесняются или подменяются новыми формами деятельности и общения и новыми способами приобретения необходимых знаний и умений. Это позволяет «выделять» особый вид социализации и исследовать категорию «цифровая социализация» — как «опосредованный всеми доступными цифровыми технологиями процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн/онлайн-реальности и формирующего его цифровую личность как часть реальной личности» (Солдатова, 2018). Современная ситуация развития общества предопределяет необходимость цифровой социализации детей и подростков, поскольку без нее процесс адаптации и «вхождения» детей и подростков в социальное пространство, включающее современное информационное общество, представляется весьма затруднительным.
Разработка программ
В 2021 году Федеральным институтом развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проводится научное исследование по разработке эффективных форм организации образовательно-воспитательного процесса с учетом преимуществ и рисков современной образовательной среды, включающей, в том числе, взаимодействие с информационными технологиями. В исследовании под программой социализации детей и подростков в информационном обществе (далее — программа социализации) понимается документ, разработанный педагогическим работником / педагогическим коллективом / исследователем психолого-педагогической деятельности, построенный на основе базовых национальных ценностей, включающий цели, задачи, направления, последовательность и технологии реализации процесса социализации детей и подростков в информационном обществе (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 1, ст. 3, п. 3).

Необходимо отметить, что для выявления подходов к разработке программ социализации потребовалась определенная систематизация существующих программ.
Анализ современных программ социализации показывает, что можно выделить несколько их видов:

● стандартные программы социализации. К данному виду относятся программы воспитания и социализации обучающихся, разрабатываемые образовательными организациями, являющиеся частью основной образовательной программы образовательной организации и учитывающие требования федеральных государственных образовательных стандартов;

● модульные программы деятельности детских общественных организаций/объединений, обеспечивающие самостоятельный выбор ребенком своей роли в организации/объединении, возможность конструирования индивидуальной траектории социализации;

● программы социализации одаренных детей;

● социально-реабилитационные программы (программы социализации детей и подростков с деструктивным поведением);

● специализированные программы для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Изучая существующие в образовательных организациях программы воспитания и социализации обучающихся, можно сделать вывод об использовании авторами широкого спектра научно-методических подходов к разработке указанных программ. Анализ позволяет выделить ключевые (основные) подходы к разработке таких программ: системно-деятельностный, аксиологический, компетентностный, социокультурный и киберонтологический подходы.

Очевидно, что разработка программы социализации с позиций системно-деятельностного подхода, который является базовым при организации образовательной деятельности, подчеркивает целостность и единство процесса обучения и процесса социализации, позволяет сконструировать единую программу получения знаний и накопления социального опыта на протяжении всего образовательного процесса в школе.
Основным понятием компетентностного подхода в контексте социализации представляется термин «социальная компетентность»
Ориентация деятельности образовательной системы на развитие базовых национальных ценностей предопределяет использование аксиологического подхода к разработке программ социализации, поскольку ключевым понятием данного подхода является понятие «ценность». Построение программ социализации детей и подростков с позиций аксиологического подхода обусловлено необходимостью акцента на ценностно-смысловых аспектах жизни, поскольку ценности являются базовыми принципами и нормами, определяющими поведение человека. При разработке программ делался акцент на ценностно-смысловых ориентирах и учитывалась возникающая «цепочка» последствий: понимание ценности — восприятие ценности — переосмысление ценности.

Поскольку фундаментальной основой процессов развития и социализации является формирование нравственного сознания, предполагающего проявление общечеловеческих и национальных ценностей, очевидно, что применение аксиологического подхода к разработке программы социализации способствует приоритетному развитию общечеловеческих ценностей не только в «пределах» образовательной организации, а на протяжении всех этапов взросления детей и подростков.
Ориентация современной образовательной системы на приобретение обучающимися умений и навыков проецирует необходимость разработки программы социализации детей и подростков с позиций компетентностного подхода. Основным понятием компетентностного подхода в контексте социализации представляется термин «социальная компетентность».

В современной педагогической науке под «социальной компетенцией» понимается «способность воспроизведения усвоенного социального опыта для эффективного решения задач взаимодействия с обществом в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях на основе актуализации знаний и опыта в конкретной области жизнедеятельности» (Трубина, 2017, с. 14). С точки зрения педагогики выделяются пять видов социальных компетенций: общекультурные, ценностно-мировоззренческие, творческо-познавательные, компетенции профессионального самоопределения, информационно-коммуникативные.
Социокультурный подход к построению программы социализации детей и подростков предполагает вовлечение/включение детей и подростков в различные группы (семья, разнообразные сообщества) с целью исполнения определенных социальных ролей. В ходе социализации эти роли могут быть «встроены в структуру, содержание и функциональную организацию личности, в качестве ролевых моделей образуя социальное качество личности как таковое» (Перевозкина, 2020, с. 27). Поэтому особое внимание при разработке программы социализации с позиций данного подхода следует уделять: составлению перечня социальных ролей, «их взаимосвязей, относительной значимости и конкретных характеристик для разных категорий учащихся; определению возрастных возможностей их усвоения; созданию интеллектуальных условий в виде интеллектуального базиса социализации; выявлению социализационных возможностей учебных дисциплин и воспитательных мероприятий; разработке и реализации конкретных заданий и методических приемов для решения поставленной задачи; организации взаимодействия с родителями и внешней социальной средой, являющейся социокультурным и социально-экономическим контекстом как для образовательной деятельности педагогического коллектива, так и для жизнедеятельности учащихся» (Захарова, 2013, с. 25).
Форматы организации деятельности
Стремительное развитие информационных технологий и их вхождение в жизнь общества неизбежно приводит к изменениям «структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы» (Солдатова, Рассказова, Чигарькова, 2020, с. 4). Поэтому при разработке программ социализации детей и подростков наиболее важно учитывать киберонтологический подход, сутью которого является развитие личности посредством взаимодействия и коммуникации с использованием информационно-коммуникационных технологий. Именно этот подход позволил выявить наиболее востребованные детьми и подростками технологии взаимодействия в современном информационном обществе.

Для выделения наиболее востребованных и актуальных форматов организации деятельности в целях обеспечения продуктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений, а также обоснования условий, необходимых для достижения личностной устойчивости к конфликтам и профилактики социально опасного поведения у детей и подростков, был проведен опрос в формате онлайн-анкетирования среди школьников, их родителей и учителей. Опрос был проведен в период с 30 апреля по 30 мая 2021 года. В нем приняло участие 177 школьников 5−11 классов, 265 родителей, 73 педагога из 11 субъектов Российской Федерации.
68,4% опрошенных школьников считают, что в их школе проводятся интересные проекты и мероприятия. Такой же процент (67,8%) составляют те учащиеся, которым участвовать в проводимых школой и классом мероприятиях и проектах нравится. При этом 70,6% участвуют в этих мероприятиях со своими друзьями — одноклассниками. 85,8% тех, кому нравится деятельность в рамках школьных проектов, полагают, что проводимые мероприятия сплачивают и объединяют их класс и школу. Важно, что 59,2% школьников считают: участие в школьных мероприятиях и проектах помогает избегать конфликтов с учителями и дома. Стоит отметить равное желание детей и подростков подключаться к школьным проектам и мероприятиям в роли участника, зрителя и организатора (рис. 1). А 78,3% опрошенных хотят попробовать себя в разных ролях.
Рис. 1. Распределение учащихся по желанию участия в школьных проектах и мероприятиях в различных ролях (%)
Анализируя ответы тех школьников, кому участвовать в школьных проектах и мероприятиях не нравится, отметим, что 63,2% из них считают, что «это делается „для галочки“, посредственно»; 33,3% обучающихся интересно общение только в Интернете, где они не боятся выражать свои мысли и говорить все, что вздумается; 19,3% не участвуют из-за негативного отношения к этому одноклассников.

Из опрошенных учителей 93,2% считают, что в их школе реализуются интересные проекты и мероприятия. У 89% респондентов есть коллеги-единомышленники, с которыми они вместе участвуют в школьных проектах и мероприятиях. Несмотря на непростую обстановку, связанную с ситуацией пандемии COVID-19, 90,4% педагогов отметили, что мероприятия в школе проходят в очном режиме. В отличие от обучающихся, 53,4% педагогов при организации классных/школьных проектов и мероприятий примеряют на себя одновременно роль и организатора, и исполнителя. Только 8,2% опрошенных учителей не включаются в школьные мероприятия и проекты. Положительный опыт от кооперации в школьных мероприятиях со школьниками получают 86,3% респондентов. 79,5% опрошенных привлекают к мероприятиям не только детей, но и их родителей.
При разработке программ социализации детей и подростков в современном информационном обществе было особенно важно определить степень партнерства и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Так, 46,3% опрошенных школьников имеют положительный опыт сотрудничества с учителями; 25,4% задействованы в школьном самоуправлении / работе детских общественных организаций; 30,5% считают своих родителей партнерами и привлекают их к школьным проектам и мероприятиям. Только 26,6% опрошенных школьников предпочитают виртуальное общение живому (непосредственному) общению с родителями, учителями и другими взрослыми.

Родители также являются активными участниками образовательного процесса. Положительный опыт сотрудничества с детьми, другими родителями и с учителями имеют 78,9% респондентов. 35,8% опрошенных отметили, что привлечены к школьному самоуправлению или работе родительского комитета. С родителями одноклассников ребенка в сетевом пространстве общаются 62,3% респондентов. Интересно, что за живое общение с учителями — 84,9% родителей.
65,8% опрошенных учителей, являющихся непосредственными участниками образовательного процесса, активно подключаются к различным педагогическим конкурсам. Опыт организации виртуально-живого взаимодействия детей и их родителей есть у 79,5% респондентов. При этом 97,3% педагогов за сочетание живого и виртуального общения. За общение с родителями учеников только в сетевом пространстве выступили 41,1% опрошенных учителей. За «исключительно живое общение» с учениками выступили 37% педагогов.

Рассматривая наиболее привлекательные для учащихся формы проектов и мероприятий, отметим, что особый интерес отмечен к квестам, играм, конкурсам, соревнованиям, викторинам, шоу (рис. 2). Такие современные интерактивные формы проведения мероприятий, как флешмоб, интересны 15,8% опрошенных школьников. Интерес к проведению мероприятий спортивного характера, в форме кинопоказов, к проектной деятельности отметили менее 1% опрошенных школьников.
Рис. 2. Формы проведения проектов (мероприятий), наиболее интересные школьникам (% от числа опрошенных)
Интересно, что сходное с учащимися мнение относительно форм проведения школьных проектов и мероприятий высказали учителя (рис. 3). Для них также наиболее интересной формой проведения мероприятий оказался квест. Не менее популярны и конкурсы, соревнования, игры, викторины, спектакли. Интересно отметить, что флешмоб как форма проведения мероприятия учителям более интересен, чем школьникам.
Рис. 3. Формы проведения проектов (мероприятий), наиболее интересные педагогам (% от числа опрошенных)
По итогам опроса можно отметить, что, по мнению всех участников опроса, в содержании воспитательно-образовательного процесса в образовательной организации проведение различных школьных мероприятий и проектов является одной из важнейших составляющих. Из предлагаемых форм проведения таких мероприятий наибольшей популярностью пользуются квесты, а также игры, конкурсы, соревнования, викторины. Расходятся мнения обучающихся и педагогов о проведении флешмобов, шоу, выставок, издании школьных дайджестов. Возможно, эти формы стоит использовать как вспомогательные, в дополнение к основным.
Одним из интересных и перспективных форматов социализации детей и подростков может быть проект, посвященный созданию макета школьного учебника в школьных коллективах с учетом потребностей и запросов основных пользователей учебника — школьников, а также тех, кто помогает им ориентироваться в мире учебной литературы (педагогов и родителей). Одним из направлений проведенного опроса стало выявление предпочтений основных пользователей школьной книги в выборе школьных учебников по гуманитарным и физико-математическим дисциплинам с точки зрения их оформления и оценка возможности использования проекта по созданию макета «Учебник родной школы» в практике работы с детьми и подростками.

Особый интерес при анализе ответов по данному направлению опроса представляет мнение респондентов относительно представлений об «учебнике будущего».
Для большинства родителей «учебник будущего» — это прежде всего «кладезь знаний», «книга знаний». Лишь 8 родителей из 61 связывают будущее современного школьного учебника с электронной формой его представления.

При продолжении фразы «Учебник будущего — это…» учителя разделились на 2 категории. Первая категория учителей отметила следующие форматы учебника: «информационный источник», «электронная книга», «мобильный самоучитель», «интерактивный помощник», «учебник с доступным интерактивным приложением». Вторая категория учителей подчеркнула важность содержания в учебнике будущего: «это прежде всего квалифицированный помощник — проводник в мир учебного предмета»; «актуальный, современный по содержанию учебник, который может быть удобен и востребован для работы учащегося»; «основа воспитания учащихся, как в умственном, так и в духовном плане».
На тот же вопрос школьники вслед за учителями ответили, что учебник будущего — это «интерактивный планшет», «электронный учебник». Другая часть школьников подчеркнула значение дизайна и оформления «учебника будущего»: «красивый по оформлению учебник, который будет нравиться детям»; «небольшой учебник, который включает в себя много информации, с необычным оформлением и удобным для прочтения шрифтом»; «это учебник, понятный детям и удобный для изучения, со своими стилистическими идеями и качественными иллюстрациями»; «яркий, необычный учебник, где в параграфе только нужная информация, без непонятной ненужной „воды“, яркие иллюстрации, схемы, которые соответствуют условию». 16% обучающихся отметили, что будущее школьного учебника связано с его содержанием, ведь он дает необходимые знания: «новый уровень в учебе»; «современная, лаконичная книга, дающая знания»; «учебник, по которому можно учиться», «сборник всей информации, необходимой для изучения, и не нуждающийся в дополнительных источниках информации».
Таким образом, большинство респондентов видят такой «учебник будущего» или «учебник родной школы» как книгу цифрового формата, «одновременно дающую качественные знания, удобную для изучения, со своими стилистическими идеями и качественными иллюстрациями, не нуждающуюся в дополнительных источниках информации».
Создание комплексной программы
В рамках исследования на основе результатов проведенного опроса была разработана комплексная программа; она, как базисный шаблон, сочетает программы социализации детей и подростков в современном информационном обществе, направленные на повышение личностной устойчивости к конфликтам и профилактику социально опасного поведения.

Программы, направленные на мотивацию обучающихся к социально активной деятельности в разных формах ее организации, продуктивную коммуникацию в среде сверстников и взрослых, в том числе в информационном пространстве, разработаны в качестве практического инструментария для специалистов общеобразовательных организаций, представителей родительской аудитории. Предлагаемые программы являются инновационным продуктом и сочетают в себе не только традиционные и современные форматы взаимодействия всех участников образовательного процесса — детей, учителей и родителей, — но и широкий спектр мероприятий в рамках межведомственного взаимодействия (культура, спорт, здравоохранение, образование, экономика и т. д.). Структура программ предполагает активное участие и взаимодействие обозначенных субъектов деятельности на всех этапах: от этапа разработки программы до этапа рефлексии полученного опыта.
В определении формата реализации таких программ социализации детей и подростков, как Городской фестиваль «День рождения любимого города» (далее — Фестиваль), основное внимание уделяется социокультурному подходу. Данный подход предполагает рассмотрение как общества в целом, так и отдельных его групп в единстве культуры и социальности. Эти группы образуются и преобразуются в процессе осуществления социально полезной и востребованной по своим результатам совместной деятельности. Формат фестиваля позволит объединить не только разные поколения жителей города, но и представителей разных культур, религий, национальностей и народностей.

Каждая из предлагаемых программ представляет собой определенную систему, в основе которой — тематические площадки, действующие все время проведения фестиваля, и имеет основное смысловое направление и базисную идею. Все сюжетные площадки связывает сквозная интерактивная игра. Основные идеи реализуются посредством различных видов деятельности. Таким образом, системно-деятельностный подход выражается именно в организации активной, разносторонней, познавательной, самостоятельной деятельности ребенка, направленной на выполнение различных социальных ролей и накопление социального опыта.
Среди учащихся особый интерес отмечен к квестам, играм, конкурсам, соревнованиям, викторинам, шо
Специфика программ заключается в оптимальном сочетании вариативных частей и инвариантной части, в качестве которой предлагается технология сквозной интерактивной игры. Вариативность выражается в смысловой «нагрузке» тематических площадок в зависимости от направленности программы.

Подобный формат программ социализации может быть использован для подготовки и проведения подобных мероприятий в различных населенных пунктах Российской Федерации со своими историческими и культурными традициями — от больших городов до маленьких поселков и деревень.

Основной целью Фестиваля стали организация и проведение тематических площадок на территории города Нижний Новгород, посвященных празднованию 800-летия столицы Нижегородской области.

Фестиваль направлен на решение ряда социальных и образовательно-воспитательных задач:
● вовлечение жителей Нижнего Новгорода в богатую и насыщенную событиями историю города;

● проведение массовых (спортивных, образовательных, развлекательных, исторических и др.) мероприятий на площадках города на базе образовательной программы «Карапушки: как жить в мире с собой и другими»;

● организация пространств диалога и коммуникации между разными поколениями города на основе музыкальных, художественных, медийных событий, направленных на формирование духовно-нравственных и патриотических настроений граждан.

Фестиваль может проходить на нескольких тематических площадках в знаковых и узнаваемых местах города, так называемых исторических и эмоциональных «точках притяжения» для жителей и гостей города.
Каждая площадка может иметь свое главное направление и особую смысловую идею, которые выражаются в программе площадки. Темы площадок связаны между собой общей для участников Фестиваля интерактивной игрой под названием «Создаем будущее». Именно это мотивирует участников Фестиваля активно подключаться к работе каждой из них и пробовать свои силы и возможности в разных ролях: организаторов, сценаристов, художников, звукооператоров, декораторов, актеров, ведущих и пр.

Гости Фестиваля, принимая участие в программах интерактивных площадок Фестиваля, получают возможность раскрыть в себе ключевые качества жителя Города Будущего: проявления внимания, доброжелательности, заботы, миролюбия, мудрости, поддержки, понимания, содружества, согласия, сорадования.

Ежедневная программа тематических площадок построена в формате «Особого Дня» — День внимания, День заботы и т. д. — с соответствующими содержательными мероприятиями, реализуемыми силами участников Фестиваля в различных формах организации деятельности:
  • игры, квесты, квизы, тестирования;
  • концерты, спектакли;
  • конкурсы, викторины, ярмарки;
  • демонстрация фильмов, выставки, фотовыставки;
  • мастер-классы, воркшопы, лектории;
  • турниры, соревнования, эстафеты;
  • шоу (развлекательные, игровые, спортивные, юмористические, познавательные, танцевальные, цирковые и пр.);
  • музыкально-литературные композиции;
  • интерактивный театр с элементами развивающего тренинга;
  • интерактивные познавательно-развлекательные программы;
  • мини- и мега-проекты;
  • автокинотеатр;
  • световые, видео- и лазерные инсталляции.

Таким образом, участники Фестиваля могут провести весь фестивальный день, погрузившись в определенную тематику. А приняв участие в работе всех площадок в течение месяца, попробовать себя в роли жителя Города Будущего.
Каждый участник Фестиваля получает возможность оформить «Паспорт гражданина Города Будущего».

Каждому из 10 вышеперечисленных качеств (внимание, доброжелательность, забота, миролюбие, мудрость, поддержка, понимание, согласие, сорадование, содружество) присваиваются баллы в виде «смысловых наклеек-качеств», которые участники Фестиваля помещают (регистрируют) в «Паспорте гражданина Города Будущего». Печатный вариант этого документа может выдаваться на тематических площадках или через мобильное приложение, устанавливаемое на телефоне. «Паспорта гражданина Города Будущего» могут быть семейные, групповые и индивидуальные.

В зависимости от полученного в ходе Фестиваля итогового количества баллов участники могут обменять их на различные призы и подарки:
  • сувенирную продукцию с развивающим и образовательным контентом — путеводители-раскраски-лабиринты;
  • кружки с рецептами блюд национальной кухни народов, населяющих Нижегородскую область;
  • настольные игры для всей семьи;
  • развивающие игры и книжки в формате «дорожных игр»;
  • флеш-накопители с видеоматериалами совместных детско-взрослых развивающих занятий, мультфильмов, игрушек и т. д.

У игры могут быть и главные призы эмоционально-содержательного характера. Например, семейная экскурсия-путешествие по Нижегородской области и городам России; годовые абонементы в музеи города; семейные и групповые поездки в города-побратимы Нижнего Новгорода; встречи с известными нижегородскими знаменитостями; семейные или групповые тематические творческие мастер-классы от нижегородских умельцев, мастеров декоративно-прикладного творчества, и т. д.
По итогам реализации разработанных программ в формате Фестиваля ожидаются такие социальные эффекты, которые представляют собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий общий стиль жизни, совместные традиции и обычаи. Особенно важным в этой связи является создание благоприятной среды для взаимодействия и общения разных поколений жителей в атмосфере дружелюбия, понимания и согласия, где посильное и добровольное участие каждого в общем деле воспринимается как основная ценность и достижение.

Тестирование разработанного инструментария — программ социализации детей и подростков в современном информационном обществе, направленных на повышение личностной устойчивости к конфликтам и профилактику социально опасного поведения, в том числе в социальных сетях, — будет проходить в 2021/2022 учебном году на базе свыше 30 образовательных организаций из 15 субъектов Российской Федерации. Данные организации — экспериментальные площадки Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Результаты исследования
Полученные в ходе научного исследования результаты позволили подтвердить следующее:

● при разработке программ социализации детей и подростков в современном информационном обществе необходимо учитывать существующий региональный опыт, а также степень партнерства и взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе с активным использованием различных подходов к организации и реализации межведомственного взаимодействия;

● в содержании воспитательно-образовательного процесса в образовательной организации проведение различных школьных мероприятий и проектов является одной из важнейших составляющих, поскольку участие в школьных мероприятиях и проектах, ориентированных на потребности основных участников образовательных отношений, способствует налаживанию коллективных дружеских отношений между учителями, родителями и детьми.
При продолжении исследований в данной области особое внимание необходимо уделить совершенствованию существующих механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам семей, воспитывающих детей и подростков, имеющих психолого-педагогические проблемы, с учетом региональной специфики.

Итак, анализ взглядов ведущих зарубежных и отечественных ученых, представителей различных направлений в науке и научных школ, современных педагогов-практиков выявил обусловленность социализации обществом; эта обусловленность определяет общие направления жизнедеятельности человека, ориентирует его на определенные ценности данного общества, на социальные нормы в целом и социокультурные традиции. Компетентным членом общества человек становится, овладев многообразными видами и формами деятельности, освоив социальные нормы и функции (социальные роли). В ходе социализации формируются наиболее общие, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социальной деятельности. Постоянно находясь под воздействием общества, человек, с одной стороны, интериоризирует эти воздействия, а с другой — придает им личностный смысл. Внутренняя детерминанта представлена биологической линией развития личности, а внешняя — социально-психологической.
Рассмотренные методологические подходы особенно актуальны при разработке программ социализации детей и подростков, направленных на осознание:

● ценности позитивного общения со сверстниками и взрослыми на разных этапах взросления и социализации;

● уважения и принятия мнения и интересов другого человека без ущемления собственных;

● укрепления веры в свои силы и возможности, а также стремления к взаимопониманию и поддержке детей и подростков в школьном коллективе или в семье во избежание возникновения конфликтов и разногласий или проявления агрессивного и асоциального поведения при взаимодействии в социуме и информационном пространстве.

Прошедшие проверку программы могут стать одним из ключевых оснований разработки воспитательной стратегии образовательной организации. Результаты реализации программ ориентированы на устойчивое формирование социальной компетентности детей и подростков, живущих в информационном обществе в условиях неопределенности.
Литература
  1. Алиева, Э. Ф., Радионова, О. Р. (2020). Формирование навыков позитивного взаимодействия детей и подростков, оказавшихся в ситуации неопределенности. Новое в психолого-педагогических исследованиях, 4 (60), 74−78.
  2. Бодалев, А. А. (ред.). (2015). Психология общения. Энциклопедический словарь, 671. Москва: Когито-Центр.
  3. Бочавер, А. А., Докука, С. В., и др. (2019). Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков. Электронный журнал «Клиническая и специальная психология», 8(3), 1−18.
  4. Захарова, Л. Н. (2013). Модель ролевой социализации личности в образовательном процессе. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 3(31), 18−25.
  5. Перевозкина, Ю. М. (2020). Содержание и специфика ролевой социализации в процессе формирования личности: Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук, 27. Ярославль.
  6. Радионова, О. Р., Алиева, Э. Ф. (2021). Программы и педагогические технологии социализации детей и подростков в современном информационном пространстве. Наука России: Цели и задачи, Том Часть 2, 82−85. Изд. НИЦ «Л-Журнал».
  7. Собкин, В. С., Федотова, А. В. (2019). Сеть как пространство социализации современного подростка. Консультативная психология и психотерапия, 27(3), 119−137.
  8. Солдатова, Г. У. (2018). Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество, 9(3), 71−80. Получено отсюда.
  9. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Чигарькова, С. В. (2020). Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи. Национальный психологический журнал, 2(38), 3−20.
  10. Трубина, Г. Ф. (2017). Социализация личности школьника: компетентностный подход. Педагогическое образование в России, 10, 14.
  11. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021), гл. 1, ст. 3, п. 3. Получено отсюда.
  12. Humphreys, L., Karnowski, V., & von Pape, T. (2018). Smartphones as metamedia: a framework for identifying the niches structuring smartphone use. International Journal of Communication., 12, 2793−2809.
  13. Livingstone, S., Mascheroni, G., & Staksrud, E. (2018). European research on children’s internet use: Assessing the past, anticipating the future. New Media & Society, 20(3), 1103−1122. doi: 10.1177/1461444816685930.
  14. Przybylski, A. K., Orben, A., & Weinstein, N. (2019). How much is too much? Examining the relationship between digital screen engagement and psychosocial functioning in a confirmatory cohort study. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. DOI: 10.1016/j.jaac.2019.06.017.
  15. Seligman, M. E. P., Steen, T. A., Park, N., & Peterson, C. (2005). Positive psychology progress: Empirical validation of interventions. American Psychologist, 60, 410−421. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0003−066X.60.5.410.
  16. Weinstein, E. (2018). The social media see-saw: Positive and negative influences on adolescents' affective well-being. New media & society, 20(10), 3597−3623.
Socialization of children and adolescents in the modern information space: from methodology to practice
Olga R. Radionova
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Director of the Research Center of the Federal Institute for Educational Development of RANEPA (125 319, Moscow, 9, Chernyakhovskogo St., bld. 1).
Evelina F. Alieva
PhD in Pedagogy, Acting Director of the Federal Institute for Educational Development, RANEPA (125 319, Moscow, 9, Chernyakhovskogo St., bld. 1, Moscow).
Natalia B. Avalueva
PhD in Pedagogy, Leading Researcher, Research Center of the Federal Institute for Educational Development of RANEPA (125 319, Moscow, 9, Chernyakhovskogo St., bld. 1).
Anna S. Alekseeva
Ph.D. in biology, Deputy Director of the Research Center of the Federal Institute for Educational Development of RANEPA (125 319, Moscow, 9, Chernyakhovskogo St., bld. 1).
Galina V. Rezapkina
Senior Researcher, Research Center of the Federal Institute for Educational Development RANEPA (25 319, Moscow, 9, Chernyakhovskogo St., bld. 1).
Abstract
The article deals with the analysis of methodological approaches to the development of programs for children and adolescents aimed at increasing personal resistance to conflict and the prevention of socially dangerous behavior, including social networks, as well as the development of the ability to make the right choice in the face of the possible negative impact of information resources as an important component of the social environment.

Key words: socialization; children, adolescents; students; information space; methodological approaches; programs; prevention; socially dangerous behavior; personal resilience to conflict.
References
  1. Bochaver, A. A., & Dokuka, S. V., et al. (2019). Internet social network use and depressive symptomatology in adolescents. Electronic Journal of Clinical and Special Psychology, 8(3), 1−8. (In Russian)
  2. Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ (ed. from 30.04.2021) "About education in the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force from 01.06.2021), (Ch.1, Art. 3, p. 3). Retrieved from link. (In Russian)
  3. Humphreys, L., Karnowski, V., & von Pape, T. (2018). Smartphones as metamedia: a framework for identifying the niches structuring smartphone use. Int J Commun., 12, 2793−2809.
  4. Livingstone, S., Mascheroni, G., & Staksrud, E. (2018) European research on children’s internet use: Assessing the past, anticipating the future. New Media & Society, 20(3), 1103−1122. DOI: 10.1177/1461444816685930.
  5. Perevozkina, Y. M. (2020). The content and specificity of role socialization in the process of personality formation. Author’s abstract for the degree of Doctor of Psychological Sciences, 27. Russia, Yaroslavl. (In Russian).
  6. Bodalev, A. A. (Ed.). (2015). Psychology of communication: encyclopedic dictionary, 671. Moscow: Cogito-Center. (In Russian)
  7. Przybylski, A. K., Orben, A., & Weinstein, N. (2019). How much is too much? Examining the relationship between digital screen engagement and psychosocial functioning in a confirmatory cohort study. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. DOI: 10.1016/j.jaac.2019.06.017.
  8. Radionova, O. R. (2020). Formation of skills of positive interaction of children and adolescents in a situation of uncertainty. New in psycho-pedagogical research, 74−78. Moscow: MPSU. (In Russian).
  9. Radionova, O. R., & Alieva, E. F. (2021). Programs and pedagogical technologies of socialization of children and teenagers in the modern information space. The Science of Russia: Aims and Tasks. Collection of scientific papers on the materials of the 26th International Scientific-Practical Conference on April 10, 2021, 82−85. L-Journal SRC. (In Russian).
  10. Seligman, M. E. P., Steen, T. A., Park, N., & Peterson, C. (2005). Positive psychology progress: Empirical validation of interventions. American Psychologist, 60, 410−421. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0003−066X.60.5.410.
  11. Sobkin, V. S., & Fedotova, A. V. (2019). Network as a space of socialization of the modern adolescent. Counseling psychology and psychotherapy, 27(3), 119−137. (In Russian).
  12. Soldatova, G. U. (2018). Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world. Social psychology and society, 9(3), 71−80. Retrieved from link (accessed 06.09.2021). (In Russian).
  13. Soldatova, G.U., Rasskazova, E. I., & Chigarkova, S. V. (2020). Types of cyber aggression: experiences of adolescents and youth. National Psychological Journal, 2(38), 3−20 (In Russian).
  14. Trubina, G. F. (2017). Socialization of the personality of a schoolchild: a competence approach. Pedagogical Education in Russia, 10, 14. (In Russian).
  15. Weinstein, E. (2018). The social media see-saw: Positive and negative influences on adolescents' affective well-being. New media & society, 20(10), 3597−3623.
  16. Zakharova, L. N. (2013). Model of the role socialization of personality in the educational process. Bulletin of N. I. Lobachevsky Nizhny Novgorod University. Series Social Sciences, 3(31), 25. (In Russian).
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!